В силу объективных причин именно родители могут
вовремя увидеть признаки эмоционального неблагополучия своего ребенка.
У детей с определенного
возраста появляется своя личная жизнь, в которую не всегда заглянешь, как в
открытую книгу. И далеко не всегда они готовы делиться со взрослыми своими
мыслями. Поэтому родителям так важно быть внимательными и вовремя увидеть
признаки эмоционального неблагополучия своего ребенка.
Для подростка, в силу
возрастных особенностей, кризисной может стать любая ситуация, которую лично он
переживает как неразрешимую. Взрослые могут не оценить всю серьезность
переживаний своего ребенка и не оказать вовремя необходимой эмоциональной
поддержки, что рождает у него ощущение непонимания и одиночества и может
привести к попыткам решить свою проблему разными неконструктивными способами.
Ситуации, которые
могут быть кризисными для подростка:
Любая ситуация,
субъективно переживаемая ребенком как обидная, оскорбительная, несправедливая,
глубоко ранящая.
Объективная оценка
ситуации взрослым может сильно отличаться от мнения ребенка. Например:
ü несчастная
любовь/разрыв отношений с партнером;
ü ссора/острый
конфликт со значимыми взрослыми (родители, учителя);
ü травля
(буллинг)/отвержение, запугивание, издевательства со стороны сверстников,
травля в интернете/социальных сетях;
ü тяжелая
жизненная ситуация (смерть близкого человека, особенно матери, тяжелое
заболевание);
ü разочарование
в своих успехах в школе или другие неудачи на фоне высоких требований,
предъявляемых окружением или семьей;
ü неприятности
в семье, нестабильная семейная ситуация (например, развод родителей).
Если ребенок находится
длительное время в кризисном состоянии, то может возникнуть депрессия. Как же
ее распознать?
Признаки депрессивных
реакций у подростков:
Ø Снижение
интереса к деятельности, потеря удовольствия от деятельности, которая раньше
нравилась.
Ø Уклонение
от общения: нежелание идти в школу, общаться со сверстниками, склонность к
уединению.
Ø Снижение
успеваемости из-за трудностей концентрации внимания и нарушений запоминания.
Ø Изменения
сна и/или аппетита (ест/спит больше/меньше, чем раньше).
Ø Вялость,
хроническая усталость.
Ø Грустное
настроение или повышенная раздражительность. Идеи собственной малоценности,
никчемности.
Ø Телесное
недомогание: головная боль, проблемы с желудком.
Ø Возможным
проявлением депрессии может быть отклонение от общепринятых норм поведения:
показная бравада, грубость, агрессия, демонстративные уходы из дома,
употребление психотропных веществ.
Как вести себя
родителям, заметившим у ребенка эмоциональные и психологические проблемы
Основные принципы разговора с ребенком, находящимся в
кризисном состоянии
ü Успокоиться
самому.
ü Уделить
все внимание ребенку.
ü Вести
беседу так, будто Вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой
беседы для вас сейчас ничего нет.
ü Избегать
нотаций, уговаривания, менторского тона речи.
ü Дать
ребенку возможность высказаться и говорить только тогда, когда перестанет
говорить он.
И помните:
Ø То,
что взрослому кажется пустяком, для ребенка может быть поводом для очень
серьезных душевных переживаний.
Ø У
подростков еще недостаточно жизненного опыта для конструктивного решения
проблем, им может показаться, что уход из жизни – лучший выход из кризисной
ситуации.
Ø Родители
могут помочь своему ребенку, если вовремя заметят у него признаки кризисного
состояния и поговорят с ним. Дети очень редко напрямую просят им помочь или
поговорить с ними, гораздо чаще они делают это косвенным образом, поэтому
будьте внимательны к состоянию своего ребенка и проявляйте искреннюю активную
заинтересованность в его жизни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий