В современном
мире родители для мотивации детей к учебе часто используют деньги или подарки,
полагая, что это эффективный способ повышения школьной успеваемости. Но так ли
это на самом деле: может быть, денежный стимул приносит больше вреда, чем
пользы?
Давайте поразмышляем
о денежной мотивации, проанализируем аргументы «За» и «Против» такой формы
поощрения хороших оценок.
Тема
материального поощрения детей актуальна для многих родителей. Одни считают, что
с малых лет нужно приучать ребенка к тому, что деньги можно получить только с
помощью труда, будь то честно заработанная десятка или вымытый пол. Другие же
считают, что таким образом у ребенка складывается неправильная мотивация. Ведь
помогать по дому необходимо для того, чтобы быть вовлеченным в семейную жизнь,
а получать хорошие отметки – чтобы, например, поступить в хороший университет,
но точно не ради «зарплаты» от родителей.
Аргументы «За» выплату денежных
поощрений:
· Развитие навыков финансовой грамотности.
Получение «зарплаты» за
хорошие отметки на практике показывает детям, как работают различные финансовые
схемы, в том числе, и в семейном бюджете. Ребенок должен отчетливо понимать,
как можно зарабатывать деньги своим трудом, т.е. учебой: он начинает лучше
ориентироваться в денежных вопросах, учится прогнозировать доходы и расходы,
внимательнее относится к своим тратам.
· Повышение
чувства ответственности за результат, взвешенное и рациональное отношение к
выбору дальнейшего жизненного пути. Когда ребенок понимает, что его успехи
в учебе имеют значение, он начинает ценить свои достижения. Он уверен в себе и
своих силах, способен рассчитать финансовые риски и понимает необходимость
прогнозирования дальнейшего личного финансового развития.
· Хорошие
отметки по всем предметам.
Дети, которые знают, что за «отлично» получат награду, стараются преуспеть во
всех дисциплинах, чтобы заработать больше денег.
Аргументы «Против» денежной мотивации:
· Вводя
систему денежных поощрений,
родители рискуют дистанцироваться от
своего ребенка. Когда
ребенок хорошо учится и проявляет самостоятельность, он, с точки зрения
родителей, больше не нуждается в поддержке и похвале. Но на самом деле денежное
поощрение никак не влияет на эмоциональные потребности ребенка.
· Постепенно
цены и запросы ребенка будут расти, что может ухудшить семейные отношения. Сначала малышу достаточно будет получить мороженое за хорошую
оценку по математике, а потом он может запросить айфон за десятку по
контрольной.
· Деньги
не решают проблему мотивации детей к учебе в долгосрочной перспективе. Если ребенок поставил себе цель накопить на новенькую игровую
приставку, он потеряет интерес к учебе, как только достигнет желаемой суммы.
Когда детям интересно именно учиться, они стараются и без материального
поощрения. Если же возникают трудности с успеваемостью или интересом к учебе,
необходимо искать причины и помогать в их разрешении, а не «маскировать»
проблему ложными достижениями в виде «десятки за десятку».
Психологи
рекомендуют все же не платить за отметки. Выплата «зарплаты» за хорошую учебу
формирует у ребенка ложное понимание того, что оценка – это самое важное в
обучении. Он начинает стараться именно ради высоких отметок, что может породить
нездоровое отношение к оценкам. Чтобы получить заветную «десятку», дети идут на
любые меры – врут, выкручиваются, уговаривают учителей. Прежде всего, необходимо
делать акцент на том, что учиться стоит ради получаемых знаний и умений,
а не ради отметок.
Как мотивировать детей к учебе без
использования материального вознаграждения?
Если вы хотите,
чтобы ваши дети хорошо учились, прежде всего, ответственно подойдите к выбору
учебного заведения: оно должно быть не только престижным, но удобно
расположенным. Ребенок, которому приходится вставать в 5 утра, чтобы добраться
до школы, вряд ли будет иметь высокую мотивацию и покажет высокий средний балл.
Для детей любого
возраста важна ответная реакция родителей. Чтобы не доставать кошелек каждый
раз, как в дневнике появится «отлично», формируйте в семье атмосферу,
мотивирующую на обучение, как на процесс, а не на обучение, как результат:
· Дети должны чувствовать, что их ценят,
уважают, поддерживают и любят независимо от школьных оценок. Если ребенок получил «отлично» – это не
праздник, а закономерное следствие того, что он старался, вникал в изучаемый
материал, не сдавался, если что-то не понял. Если что-то не получилось и
отметка в дневнике ниже среднего, то не ругайте ребенка, а разберитесь, почему
результат оказался именно таким, и помогите найти пути решения проблемы.
Хвалите детей за проявленные полезные качества, за их умение применять знания и
навыки на практике, а не за баллы в дневнике.
· Проявляйте
искреннюю заинтересованность в учебе своих детей. Если ребенок вдохновенно рассказывает о том, что сегодня
проходил на уроке, что ему понравился или не понравился этот школьный день,
будьте внимательным и активным слушателем, не отмахивайтесь дежурными фразами:
«Да-да, ты молодец». Спрашивайте своих детей не об отметках, а том, что
интересного они сегодня узнали, с какими трудностями столкнулись при изучении
новой темы, как проявили свои навыки и знания. «Твой ответ учителю был
аргументированным и логичным», «Ты использовал в сочинении много эпитетов и
полностью раскрыл заданную тему. Поэтому твоя работа не только красивая, но и
содержательная» – такая реакция родителей мотивирует гораздо эффективнее
«оранжевой бумажки» с водяными знаками.
· Научите
детей основам целеполагания и тайм-менеджмента, развивайте у них чувство
ответственности. Ребенку крайне важно научиться
самостоятельно ставить образовательные цели, понимать пути достижения этих
целей и планировать время учебы и отдыха. Помогите детям составить план
выполнения домашнего задания, рассчитать затраты времени, разделить задачи по
приоритетности, составить распорядок дня. При этом очень важно дать детям
возможность «набить собственные шишки»: не опекайте их и не «душите» излишним
контролем. Если ребенок не выполнил домашнее задание и получил «двойку» – это
результат его осознанного выбора и закономерное последствие этого выбора, это
его зона ответственности. Лучшее, что могут сделать родители в такой ситуации,
– разобрать с ребенком причинно-следственные связи и найти дальнейшие пути
решения возникшей проблемы.
· Создайте
детям условия для развития их талантов. Поощряйте
их стремление углубленно изучить определенную тему или развить определенный
навык. Если ребенок любит читать – запишите его в библиотеку, книжный клуб,
обсуждайте с ним прочитанные книги и советуйте новые литературные произведения,
ходите вместе в книжные магазины. Не бойтесь, что курсы игры на гитаре будут
отвлекать ребенка от учебы: он наоборот будет стремиться учиться как можно
лучше и прилежнее, чтобы больше времени оставалось на любимое хобби.
И, самое
главное, помните, что ваш ребенок – это отдельная личность, со своими
индивидуальными особенностями. То, что подходит вам или детям ваших знакомых,
может не подойти вашим детям. Поэтому прислушивайтесь к своему ребенку,
постоянно пробуйте новые способы поощрения, и тогда вы обязательно найдете свой
уникальный подход для повышения мотивации, который приведет к желаемым
результатам.
По материалам журнала "1 сентября" №
6(19)2023 декабрь 2023г.
Авторы: Зотова Ольга Сергеевна и
Голованова Евгения Эдуардовна, АНО ДО "Образовательный центр
"Орион", г. Сочи
Комментариев нет:
Отправить комментарий