суббота, 27 января 2024 г.

 Стоит ли платить ребенку за оценки и хорошее поведение?


В современном мире родители для мотивации детей к учебе часто используют деньги или подарки, полагая, что это эффективный способ повышения школьной успеваемости. Но так ли это на самом деле: может быть, денежный стимул приносит больше вреда, чем пользы?

Давайте поразмышляем о денежной мотивации, проанализируем аргументы «За» и «Против» такой формы поощрения хороших оценок.

 

Тема материального поощрения детей актуальна для многих родителей. Одни считают, что с малых лет нужно приучать ребенка к тому, что деньги можно получить только с помощью труда, будь то честно заработанная десятка или вымытый пол. Другие же считают, что таким образом у ребенка складывается неправильная мотивация. Ведь помогать по дому необходимо для того, чтобы быть вовлеченным в семейную жизнь, а получать хорошие отметки – чтобы, например, поступить в хороший университет, но точно не ради «зарплаты» от родителей.

 


Аргументы «За» выплату денежных поощрений:

· Развитие навыков финансовой грамотности. Получение «зарплаты» за хорошие отметки на практике показывает детям, как работают различные финансовые схемы, в том числе, и в семейном бюджете. Ребенок должен отчетливо понимать, как можно зарабатывать деньги своим трудом, т.е. учебой: он начинает лучше ориентироваться в денежных вопросах, учится прогнозировать доходы и расходы, внимательнее относится к своим тратам.

· Повышение чувства ответственности за результат, взвешенное и рациональное отношение к выбору дальнейшего жизненного пути. Когда ребенок понимает, что его успехи в учебе имеют значение, он начинает ценить свои достижения. Он уверен в себе и своих силах, способен рассчитать финансовые риски и понимает необходимость прогнозирования дальнейшего личного финансового развития.

· Хорошие отметки по всем предметам. Дети, которые знают, что за «отлично» получат награду, стараются преуспеть во всех дисциплинах, чтобы заработать больше денег.


Аргументы «Против» денежной мотивации:

· Вводя систему денежных поощрений, родители рискуют дистанцироваться от своего ребенка. Когда ребенок хорошо учится и проявляет самостоятельность, он, с точки зрения родителей, больше не нуждается в поддержке и похвале. Но на самом деле денежное поощрение никак не влияет на эмоциональные потребности ребенка.

· Постепенно цены и запросы ребенка будут расти, что может ухудшить семейные отношения. Сначала малышу достаточно будет получить мороженое за хорошую оценку по математике, а потом он может запросить айфон за десятку по контрольной.

· Деньги не решают проблему мотивации детей к учебе в долгосрочной перспективе. Если ребенок поставил себе цель накопить на новенькую игровую приставку, он потеряет интерес к учебе, как только достигнет желаемой суммы. Когда детям интересно именно учиться, они стараются и без материального поощрения. Если же возникают трудности с успеваемостью или интересом к учебе, необходимо искать причины и помогать в их разрешении, а не «маскировать» проблему ложными достижениями в виде «десятки за десятку».


Психологи рекомендуют все же не платить за отметки. Выплата «зарплаты» за хорошую учебу формирует у ребенка ложное понимание того, что оценка – это самое важное в обучении. Он начинает стараться именно ради высоких отметок, что может породить нездоровое отношение к оценкам. Чтобы получить заветную «десятку», дети идут на любые меры – врут, выкручиваются, уговаривают учителей. Прежде всего, необходимо делать акцент на том, что учиться стоит ради получаемых  знаний и умений, а не ради отметок.

 

Как мотивировать детей к учебе без использования материального вознаграждения?

Если вы хотите, чтобы ваши дети хорошо учились, прежде всего, ответственно подойдите к выбору учебного заведения: оно должно быть не только престижным, но удобно расположенным. Ребенок, которому приходится вставать в 5 утра, чтобы добраться до школы, вряд ли будет иметь высокую мотивацию и покажет высокий средний балл.

Для детей любого возраста важна ответная реакция родителей. Чтобы не доставать кошелек каждый раз, как в дневнике появится «отлично», формируйте в семье атмосферу, мотивирующую на обучение, как на процесс, а не на обучение, как результат:

· Дети должны чувствовать, что их ценят, уважают, поддерживают и любят независимо от школьных оценок. Если ребенок получил «отлично» – это не праздник, а закономерное следствие того, что он старался, вникал в изучаемый материал, не сдавался, если что-то не понял. Если что-то не получилось и отметка в дневнике ниже среднего, то не ругайте ребенка, а разберитесь, почему результат оказался именно таким, и помогите найти пути решения проблемы. Хвалите детей за проявленные полезные качества, за их умение применять знания и навыки на практике, а не за баллы в дневнике.

· Проявляйте искреннюю заинтересованность в учебе своих детей. Если ребенок вдохновенно рассказывает о том, что сегодня проходил на уроке, что ему понравился или не понравился этот школьный день, будьте внимательным и активным слушателем, не отмахивайтесь дежурными фразами: «Да-да, ты молодец». Спрашивайте своих детей не об отметках, а том, что интересного они сегодня узнали, с какими трудностями столкнулись при изучении новой темы, как проявили свои навыки и знания. «Твой ответ учителю был аргументированным и логичным», «Ты использовал в сочинении много эпитетов и полностью раскрыл заданную тему. Поэтому твоя работа не только красивая, но и содержательная» – такая реакция родителей мотивирует гораздо эффективнее «оранжевой бумажки» с водяными знаками.

· Научите детей основам целеполагания и тайм-менеджмента, развивайте у них чувство ответственности. Ребенку крайне важно научиться самостоятельно ставить образовательные цели, понимать пути достижения этих целей и планировать время учебы и отдыха. Помогите детям составить план выполнения домашнего задания, рассчитать затраты времени, разделить задачи по приоритетности, составить распорядок дня. При этом очень важно дать детям возможность «набить собственные шишки»: не опекайте их и не «душите» излишним контролем. Если ребенок не выполнил домашнее задание и получил «двойку» – это результат его осознанного выбора и закономерное последствие этого выбора, это его зона ответственности. Лучшее, что могут сделать родители в такой ситуации, – разобрать с ребенком причинно-следственные связи и найти дальнейшие пути решения возникшей проблемы.

· Создайте детям условия для развития их талантов. Поощряйте их стремление углубленно изучить определенную тему или развить определенный навык. Если ребенок любит читать – запишите его в библиотеку, книжный клуб, обсуждайте с ним прочитанные книги и советуйте новые литературные произведения, ходите вместе в книжные магазины. Не бойтесь, что курсы игры на гитаре будут отвлекать ребенка от учебы: он наоборот будет стремиться учиться как можно лучше и прилежнее, чтобы больше времени оставалось на любимое хобби.

И, самое главное, помните, что ваш ребенок – это отдельная личность, со своими индивидуальными особенностями. То, что подходит вам или детям ваших знакомых, может не подойти вашим детям. Поэтому прислушивайтесь к своему ребенку, постоянно пробуйте новые способы поощрения, и тогда вы обязательно найдете свой уникальный подход для повышения мотивации, который приведет к желаемым результатам.

 

По материалам журнала "1 сентября" № 6(19)2023 декабрь 2023г.

Авторы: Зотова Ольга Сергеевна и Голованова Евгения Эдуардовна, АНО ДО "Образовательный центр "Орион", г. Сочи

 


Комментариев нет: